Единый платежный документ (ЕПД) – это форма квитанции для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Форма ЕПД утверждена на территории Ленинградской области Распоряжением Правительства Ленинградской области №671-р от 11.12.2014г. «Об утверждении формы Единого платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг на территории Ленинградской области».

Да, все льготы сохраняются. АО «ЕИРЦ ЛО» заключает договоры об информационном обмене с управлениями социальной защиты населения в муниципальных образованиях и предает им данные об оплате ЖКУ. В соответствии с действующим законодательством абонент должен оплатить ЖКУ в полном объеме, а затем обратиться в управление социальной защиты населения по месту жительства за получением компенсации.

Деятельность расчетно-кассовых центров регулируется следующими законодательными актами:

  • Гражданским кодексом РФ (Главы 49, 52)
  • Жилищным кодексом РФ
  • Федеральным законом от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
  • Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»
  • Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

а также иными нормативно-правовыми актами.

Управляющие компании вправе привлекать платежных агентов для расчета коммунальных услуг и приема платежей на основании:

  • Жилищный кодекс РФ. Статья 155. Часть 7.

«…собственники помещений в многоквартирном доме, в котором управление осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации…».

  • Жилищный кодекс РФ. Статья 155. Часть 15.

«… управляющая организация вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности ...».

  • Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354. Пункт 32., п.п. «е».

«32. Исполнитель имеет право: … е) привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя: для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета; для доставки платежных документов потребителям; для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям; …».

  • Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354. Пункт 63.

«…плата за коммунальные услуги вносится потребителем исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту…»

  • Федеральный закон № 103-ФЗ. Часть 1. Статья 3.

«… Под деятельностью по приему платежей физических лиц … признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком ...».

Таким образом, управляющие компании заключают договоры с АО «ЕИРЦ ЛО» как с платежным агентом. Многие УК не располагают достаточными возможностями для проведения качественных работ по начислению и сбору платежей. Поэтому для УК более эффективно передать данный функционал надежному платежному агенту, обладающему соответствующим техническим обеспечением, широкой сетью пунктов приема оплат и всеми необходимыми сервисами.

В соответствии требованиями, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 г. №253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимых для предоставления коммунальных услуг» денежные средства, поступившие от плательщиков на специальные счета АО «ЕИРЦ ЛО», перечисляются на счета поставщиков услуг в течение одного рабочего дня.

Таким образом, поступившие от абонентов денежные средства не аккумулируются на счетах АО «ЕИРЦ ЛО», а сразу распределяются поставщикам услуг и коммунальных ресурсов.

На территории Ленинградской области тарифы на коммунальные услуги устанавливает комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области. Функции и полномочия комитета утверждены Положением о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 28 августа 2013 года № 274 (ред. от 20.10.2014)

Расчетный счет АО «ЕИРЦ ЛО» в платежных документах указан на основании заключенных управляющими компаниями с ЕИРЦ ЛО договоров на проведение работ по начислению и сбору платежей.

Согласно законодательству РФ Управляющие компании имеют право привлекать агентов для расчета коммунальных услуг и приема платежей.

Если вы уезжает из дома на срок более 5 дней подряд, мы предлагаем воспользоваться перерасчетом за временное отсутствие.

Перерасчету, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года, подлежат холодная и горячая вода, водоотведение и газ. Рассчитывать на перерасчет могут только те, чьи квартиры не оснащены приборами учета.

В качестве документов, подтверждающих период временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:

  1. копия командировочного удостоверения;
  2. справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
  3. проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);
  4. счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
  5. документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;
  6. справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;
  7. справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
  8. справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
  9. справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;
  10. иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

В декабре 2014 года был подписан агентский договор между АО "ЕИРЦ ЛО" и НК "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области". Согласно данному договору произведение расчетов и сбор платежей по взносам в Фонд капитального ремонта осуществляется Единым информационно-расчетным центром Ленинградской области.

Согласно законодательству РФ собственники жилья обязаны оснастить свои дома индивидуальными и общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов (ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ).

Если счетчики не установлены До 1 января 2015 года санкции в отношении собственников, не оснастивших жилье приборами учета, отсутствовали. С 1 января 2015 года Правительством РФ введены повышающие коэффициенты к «базовым» нормативам потребления коммунальных услуг.

На территории Ленинградской области размер повышающих коэффициентов к нормативам потребления холодного и горячего водоснабжения, общедомовых нужд утвержден постановлением Правительства ЛО от 29.06.2015 №243 и составляет:

  • с 1 октября по 31 декабря 2015 года - 1,2;
  • с 1 января по 30 июня 2016 года - 1,4;
  • с 1 июля по 31 декабря 2016 года - 1,5;
  • с 1 января 2017 года - 1,6.

Применение коэффициентов регламентировано рядом постановлений Правительства РФ, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306) и Правилами предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Использование коэффициентов ограничено наличием в жилых домах и помещениях технической возможности установки приборов учета. Собственники помещений, не имеющих технической возможности установки приборов учета, должны иметь об этом подтверждающий документ - акт обследования.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования и порядок ее заполнения определены приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627.

По данному вопросу нормы в Правилах предоставления коммунальных услуг отсутствуют. Как показывает практика, Управляющие организации в одностороннем порядке либо с привлечением граждан, проживающих в этом доме, составляют акты о проживании в жилом помещении граждан, на основании которых начинают начислять плату за коммунальные услуги из расчета установленного количества проживающих.

Однако в случае обращения собственника такого жилого помещения в суд с заявлением о неправомерности начислений, суды не во всех случаях оценивают акты о проживании, составленные управляющей организацией, как достаточное доказательство факта проживания граждан.

По нашему мнению, при составлении подобных актов УО целесообразно привлекать участкового уполномоченного полиции, так как именно это должностное лицо полномочно по КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях за проживание по месту пребывания без регистрации.

На основании проверки, проведенной участковым, появляется возможность установить персональные данные проживающих граждан и впоследствии привлечь их к участию в судебном процессе в качестве свидетелей или 3-х лиц. Кроме этого соответствующие материалы проверки могут быть приобщены к делу в качестве доказательств.

В соответствии с ч.2 ст.153 ЖК РФ собственник обязан вносить плату за коммунальные услуги с момента приобретения права собственности.  В соответствии с ч.11 ст.155 ЖК РФ неиспользование помещения не является основанием для невнесения платы за коммунальные услуги. При временном отсутствии потребителей – размер платы, определенный исходя из норматива потребления, пересчитывается за период временного отсутствия. Считаем, что при использовании ч.11 ст.155 ЖК РФ можно начислять плату собственнику помещения при отсутствии заявления о временном отсутствии потребителей в  соответствующем помещении.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, наниматели и собственники жилых помещений обязаны оплачивать расходы по пользованию и содержанию данного жилого помещения, следовательно, независимо от факта проживания (регистрации), собственники и наниматели должны нести расходы по оплате жилого помещения.
Таким образом, если в жилом помещении никто не зарегистрирован, начисления проводятся только по услугам, относящимся к содержанию жилого помещения (для собственников жилых помещений – услуги «содержание жилого помещения» и «капитальный ремонт», для нанимателей – «содержание жилого помещения» и «наем жилого помещения»), а также начисляется плата за отопление, т.к. затраты по данным услугам управляющая компания несет вне зависимости от проживания граждан в жилом помещении.
Также начисления по отдельным видам коммунальных услуг (в том числе в случае если в жилом помещении никто не зарегистрирован) могут проводиться на основании распоряжений управляющих компаний.
Если в квартире установлены приборы учета, то начисления по соответствующим коммунальным услугам проводятся независимо от количества зарегистрированных граждан.