8 (812) 630-20-10
Единый информационно-расчетный центр
Ленинградской области
Обратный звонок
Задать вопрос

ЕИРЦ как базис для цифровизации системы ЖКХ

     Современные тенденции требуют от предприятий реализовывать свои бизнес-процессы с применением технологий цифровизации – автоматизации процессов, с целью достижения большей эффективности и прозрачности.

     Цифровизация процессов ЖКХ полностью строится на цифровизации процессов, существующих в ЕИРЦ, это:

    – Работа с большими данными.

    – Технологии, обеспечивающие прозрачность в начислениях и распределениях платежей (например, с использованием блокчейн).

    – «Умные» счётчики, с возможностью дистанционного снятия показаний, а также возможностью применения смарт-контрактов. 

    – Uber ЖКХ – одна из составляющих сервиса умного дома, где житель сможет заказать услуги начиная от поверки счетчиков, замены электросетей, ремонта до доставки корма для животных.

    В последнее время на территории Российской Федерации стали активно развиваться единые информационно-расчетные центры (далее ЕИРЦ), в задачи которых входит:

    – ведение начислений по всем услугам ЖКХ, организация приема и расщепление по поставщикам услуг поступивших оплат;

    – объединение всех услуг в Единый платежный документ, организация приема населения в режиме «одного окна» по всем ЖКУ;

    – предоставление услуг регистрации граждан по месту проживания (совместно с МВД);

    – расчет льгот и субсидий за услуги ЖКХ, консультирование граждан по расчетам;

    – оказание услуг по расчетам (функция абонентского отдела) для крупных поставщиков услуг и различных организаций (РСО, фонд капитального ремонта и т.п);

    – предоставление аналитической информации по всем начислениям в сфере ЖКХ, льготам и субсидиям, информационная поддержка населения и предприятий сферы ЖКХ по работе с действующим законодательством;

    – работа с дебиторской задолженностью.

    По сути, работа ЕИРЦ подразумевает создание и актуализацию двух основных баз данных: БД жилья с характеристиками, правами собственности и т.д. и БД населения. Выпуск ЕПД дает возможность работы с БД различных организаций. Ни для кого не секрет, что самая обширная БД у энергетиков. Но энергетикам важна точка поставки и лицо, с которым заключен договор ресурсоснабжения, как следствие, в базе оказывается большое количество объектов, которые имеют свой ввод, счетчик, но, по сути, не являются жильем. 

    БД Фонда капитального ремонта имеет самое глубокое наполнение в части характеристик дома, но охватывает только МКД. БД социальной защиты содержит информацию о степени родства, количестве проживающих, но учитывает только помещения, где люди пользуются льготами. 

    Отдельно хочется отметить федеральные базы данных Росреестра, которые являются эталоном в части адреса и которым базы данных поставщиков ресурсов и услуг, социальных организаций зачастую не соответствует. 

    ЕИРЦ, являясь оператором всех этих баз данных имеет возможность консолидировать и представлять максимально точные и всеохватывающие данные о работе системы ЖКХ, как в части реализации ресурсов, так и расчетов за них, движении населения. Эта информация крайне необходима как органам исполнительной власти, управляющих отраслью, так бизнесу. 

    Отдельным важным моментом является удобное и оперативное информирование населения о всех аспектах управления домом, стоимости ЖКУ, и расчетах за них, предоставления дополнительных сервисных услуг, необходимых по месту проживания гражданина. Так же пользоваться этими данными есть постоянная потребность у избирательных комиссий, судов, налоговой инспекции, социальной защиты, что является серьезным подспорьем для администрации субъекта, муниципалитетов.

    Современным трендом в сфере расчетов за ЖКУ стало создание систем клиентского расщепления платежей, когда решение кому и сколько платить принимает житель, а деньги за оплаченные услуги идут напрямую поставщикам ресурсов, минуя управляющие компании, которые зачастую не совсем адресно использовали полученные от населения средства. Внедрение системы клиентского расщепления делает процесс движения денег от населения до поставщиков услуг прозрачным и снимает все претензии, которые существуют в отношении расчетных центров и УК в настоящее время, так как каждый участник системы расчетов получает только те средства, которые жители направили на оплату его услуг.

    Следующим шагом после наведения порядка в сфере оплаты является создание оператора коммерческого учета, когда данные с общедомовых приборов учета, а в будущем, по мере оснащения и с индивидуальных, поступают в электронном виде на сервер оператора, где обрабатываются, анализируются и направляются в биллинг для проведения расчетов. Оператор коммерческого учета при наличии в управлении сертифицированной системы может оперативно производить перерасчеты в зависимости от качества поставляемого ресурса, быть поставщиком оперативных данных для ситуационных центров (аварии, протечки и т.п.). 

    Набирает популярность сервисы, направленные на предоставление различных услуг по месту проживания гражданина, оперативная поставка продуктов питания, не требующая эмоционального одобрения (например бутилированная вода, упакованные крупы, макаронные изделия и т.п.), бытовая химия, корма для животных, памперсы, услуги по замене и ремонту сантехники, слаботочной проводки, услуг интернета. 

    Так, как только расчетный центр имеет доступ ко всем БД по жилью и населению и охватывает своей деятельностью большие территории, то на базе этой площадки и удобнее всего проводить цифровизацию ЖКХ, внедрять современные технологии сразу на уровень региона, что на базе других организаций является труднодостижимым. 

    Отдельным плюсом расчетного центра является узкая направленность и развитие компетенций именно в сфере ИТ и как следствие отсутствие другой хозяйственной деятельности и как следствие соблазнов пользоваться чужими денежными средствами.

    Ленинградская область не стала исключением, в 2013 году было создано АО «ЕИРЦ ЛО». Сегодня 95% населения (более 750 тыс. домовладений) получают квитанцию (единый платежный документ, далее – ЕПД) выпущенную нами.

    Помимо выпуска ЕПД был организован ряд сервисов как для субъекта, так и для населения:

    Центр льгот (расчет денежных компенсаций льготникам). В настоящее время АО «ЕИРЦ ЛО» осуществляет расчет денежных компенсаций 100% льготникам региона. В целях реализации проекта налажен информационный обмен с 710 организациями – исполнителями коммунальных услуг, значительно снизилось количество жалоб на своевременность и полноту расчета льгот, так и затраты бюджета за счет сокращения количества ошибок и единства методики расчета на территории всей области;

    В августе 2017 года был запущен проект добровольного льготного страхования жилья, появилась возможность застраховать свое жилье через Единый платежный документ без посещения офиса страховой компании по тарифам в 4-7 раз ниже аналогичных «коробочных» предложений, причем страховать можно только те периоды, когда в квартире никто не проживает (отпуск, отъезд). За этот год воспользоваться данной услугой смогли более 30 тыс. человек. Произошло 12 страховых случаев, компенсированных в полном объеме; 

    Региональный сегмент РИС ЖКХ (аналитическая система – платформа, позволяющая субъекту использовать данные, обязательные к загрузке в федеральную систему, согласно законодательству).

    Как платформа для цифровизации в Ленинградской области используется региональный сегмент ГИС ЖКХ. Помимо работы с большими данными в сфере ЖКХ региона ведется разработка ряда модулей:

     Электронный паспортный стол – модуль, позволяющий создать электронную базу паспортных столов, и полностью автоматизировать учет движения населения, а также ведение регистрационного учета.

    Оператор коммерческого учета – система дистанционного сбора показаний общедомовых приборов учета (первый этап для внедрения технологий умных счетчиков).

    Расчет межтарифной разницы – модуль, позволяющий автоматизировать систему расчета и выплаты субсидий для РСО. 

    В рамках обеспечения прозрачности начислений, АО «ЕИРЦ ЛО» запустило клиентское расщепление платежей. Клиент самостоятельно выбирает в рамках ЕПД сумму оплаты в адрес каждого поставщика услуг. Выбор клиента отражается на чеке. 

    Дальнейшим шагом планируется создание платежной экосистемы ЖКХ с моментальным распределением платежа клиента в адрес каждого участника системы, с применением технологий блокчейн. То есть, когда клиент платит, например, за воду, платеж распределяется на всех контрагентов Водоканала, участвующих в организации процесса водоснабжения.

    В рамках направления Uber ЖКХ запущен проект Гипермаркет ЖКХ – on-line агрегатор услуг, потребляемых по адресу проживания. Согласно задумке проекта, для всех жителей Ленинградской области создается on-line площадка с перечнем услуг, а также с перечнем поставщиков услуг. Клиент может заказать услугу, получить сведения о возможных поставщиках и тарифах, а также оплатить услугу удобным для себя способом: on-line, наличными, по факту оказания услуги, путем включения платежа в единый платежный документ. По сути Гипермаркет ЖКХ – это on-line агрегатор услуг, потребляемых по адресу проживания. В будущем это одна из составляющих сервиса умного дома. В качестве примеров использования можно привести замену приборов учета, сантехнические и электротехнические работы, доставка на дом корма для животных, памперсов, детского питания, продуктов питания и бытовой химии, не требующих эмоционального одобрения.

    В будущем, это одна из составляющих сервиса умного дома, где житель сможет заказать услуги начиная от поверки счетчиков, замены электросетей, ремонта до доставки корма для животных.

    Отдельным плюсом расчетного центра является узкая направленность и развитие компетенций именно в сфере ИТ и как следствие отсутствие другой хозяйственной деятельности и как следствие соблазнов пользоваться чужими денежными средствами.

    Расчетные центры являются в чистом виде ИТ компаниями, где соединяются все информационные потоки ЖКХ, на основании которых наиболее удобно создавать центры компетенции ЖКХ России.

teplovichok.today

 

17.12.2018